Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» откроется в столичном Манеже только 28 января, но думать о покупке билетов стоит уже сейчас. Нет сомнений, что выставка станет важным культурным событием этой зимы - может быть, даже самым важным.
Главных суперхитов художника в Москву, увы, не привезут, но посмотреть будет на что: зрителям покажут 180 произведений Дали, среди которых - не только живопись, но еще рисунки и гравюры. По просьбе портала BURO куратор выставки - директор Музеев Дали и Центра изучения наследия Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали» Монсе Агер выбрала пять знаковых произведений из экспозиции, возле которых зрителю стоит задержаться подольше.
Рассказываем, чем именно они интересны.
«Фигуры на песке», 1926.
1926 год в жизни Дали: Идут 20-е. Юный Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В апреле 1926 года во время своего первого визита в столицу Франции он знакомится с Пабло Пикассо. Событие, которого Дали так жаждал, оказывает значительное влияние на творчество молодого художника.
К поиску новых средств выразительности Дали подвигло и исключение из мадридской Школы изящных искусств Сан-Фернандо. На дверь Сальвадору показали не за отсутствие таланта, разумеется, а за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям: эпатировать окружающих Дали любил с самого детства. Провокации и вызов – суть его характера.
Картина «Фигура на песке» — яркая иллюстрация к изменениям в сознании молодого художника, произошедшим в 1926-м Грубые женские тела, похожие на деревянные обрубки, распластаны по песчаному берегу, почти сливаясь с кубическими скалами. Сам Дали называл фигуры «чурбаками».
Сальвадору тогда было всего 22 года. Это еще не тот прославленный, экстравагантный и ни на кого не похожий мастер, которого мы все знаем, но путь трансформации уже начат.
.
«Пейзаж с загадочными элементами», 1934.
1934 год в жизни Дали: В 1934-м Дали официально вступает в брак со своей музой Галой, бывшей когда-то казанской девочкой Еленой Дьяконовой. В том же году впервые посещает США. Одним из главных источников вдохновения для сюрреалистических работ Дали стал Зигмунд Фрейд и его психоаналитические теории - особенно теория бессознательного. Причудливые образы из сновидений, изображенные на самых известных произведениях Дали, являются проекцией его потаенных страхов и желаний.
В 1936-м его исключат из группы сюрреалистов, стоящих на левых позициях, на что Дали высокомерно ответит: «Сюрреализм — это я».
Картина «Пейзаж с загадочными элементами»: В небольших работах 1930-х годов художник достигает вершин своего живописного мастерства. В «Пейзаже с загадочными элементами» Дали как бы повторяет гениальный шедевр голландца Яна Вермеера «Искусство живописи». Именно «как бы», хотя фигура, расположившаяся на переднем плане – это как раз Вермеер. Свое таинственное произведение тот пишет посреди постапокалиптического пейзажа. На заднем плане Дали поместил самого себя - в детстве. Картина отражает интерес Дали к толкованиям сновидений, переосмыслению детских воспоминаний, исследованию фотоотображения реальности. Кстати, Дали нередко выводил своего любимого Вермеера и на других картинах.
«Два куска хлеба, выражающие любовное настроение», 1940
1940 год в жизни Дали: В 1940-м Сальвадор Дали и его жена Гала почти на десять лет перебрались в США. Американский период для Дали оказался чрезвычайно плодотворным: он писал картины и книги, занимался дизайном, делясь опытом с художниками, бежавшими от войны. И литературные опыты, и художественные произведения Дали, как правило, оказываются коммерчески успешными. Несмотря на это, работы Дали того периода передают тревогу, вызванную происходящим в Европе. Пейзажи становятся унылыми, а живопись - мрачной, теряя «вермееровское» свечение.
Картина «Два куска хлеба, выражающие любовное чувство» написана как раз перед переездом четы Дали в Америку. Тоскливый натюрморт пронизан ожиданием неизвестного. Шахматная пешка отсылает к художнику Марселю Дюшану, близкому другу Дали, во время написания картины гостившего у Дали и игравшего с Галой в шахматы.
.
«Мягкий автопортрет с жареным беконом», 1941.
1941 год в жизни Дали: Дали продолжает жить в США, завоевывая имидж универсального художника, наподобие великих мастеров Возрождения. В идеалах этой эпохи он пытался обрести новый смысл. В этот период Дали часто пишет автопортреты - необычные, разумеется.
Картина «Мягкий автопортрет с жареным беконом» — один из них. На постаменте с названием картины располагается мягкое лицо без черепа и на подпорках. Рядом лежит ломтик жареного бекона, без которого невозможно представить завтрак в нью-йоркском отеле. Вспоминая лоскут кожи Микеланджело, изображенный на Синкстинской капелле, Дали стремился символично избавиться от собственной старой кожи.
.
«Галлюциногенный тореадор. Эскиз», около 1969.
1960-70-е в жизни Дали: В зрелый период своего творчества Дали продолжал проецировать свой внутренний мир на внешний, используя двойные образы в живописи. Реальность художника не совпадает со взглядом зрителя, заставляя погружаться в бездну ассоциаций, которые возникают при просмотре художественного произведения.
Картина «Галлюциногенный тореадор» - это антология образов Дали, в которой нашлось место и Сальвадору-ребенку, и голове Галы, и рою мух, и умирающему быка на фоне скал, и самому тореадору, чей образ зашифрован в лице Венеры Милосской. Сможете его там рассмотреть?